ПРОЕКТ «Светлая Пасха».Исследовательская деятельность в старшей группе.
Тип проекта: информационно-творческий, совместный
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный, 1 неделя
Возраст детей: 5-6 лет.
Участники проекта: дети старшей группы
Актуальность проблемы:
В современное время возрождается традиция праздновать народные праздники. У детей всё больше и больше проявляется интерес к обычаям. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.
Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.
Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, об старинных играх-забавах.
Я решила подробнее познакомить детей с православным праздником Пасха Светлое Христово Воскресение.
Проблема:
Недостаточное представление детей о христианских праздниках и их обычаях
Цель:
Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.
Задачи:
- Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей.
- Развивать интерес к культуре русского народа.
- Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.
- Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству и любовь к Родине.
- Развивать познавательные и творческие способности.
- Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, стихов, народных игр.
- Развивать творческие способности через продуктивную деятельность.
Ожидаемый результат:
Знание детьми информации о празднике светлой Пасхи, о его возникновении.
Понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций.
Умение организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся знаний.
Проявление интереса к истории христианского праздника Пасхи.
Ход работы над проектом.
I этап - подготовительный
Определение темы проекта, постановка цели и задач.
Изучение методической литературы по данной теме.
Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
Перспективное планирование проекта
Выбор форм работы с детьми
Выбор основных мероприятий, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта.
Определение и формулировка ожидаемых результатов.
II этап - основной (практический)
Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о христианском празднике «Светлая Пасха»
Социально-коммуникативное развитие
- Пасхальные игры «Катание яиц», «Кто найдёт больше яиц?»,«Чоканье яйцами», «бой мешками «с пирожками», «Из водицы для девицы», «Почисти яйцо быстерее»
- Хороводная игра «Солнышко красно»
- Дидактическая игра «Собери целое яйцо»
- Сюжетно – ролевая игра «Семья»
Познавательное развитие
- НОД на тему «Что такое Пасха?»
- Просмотр видеофильма «Праздник Пасха»
- Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов.
Речевое развитие
- Беседа на тему «Почему мы красим яйца?»
- Беседа на тему «Православный праздник Пасха».
- Составление рассказов «Как мы дома праздновали Пасху?»
- Чтение стихотворений о празднике Пасха.
Художественно-эстетическое развитие
- Аппликация «Пасхальное яйцо».
2. Роспись деревянных яиц «Красной Пасхи узоры».
3. Рисование гуашью «Роспись пасхального яйца».
Работа с родителями:
Беседы дома «Как мы празднуем Пасху?»
Разучивание стихов о празднике.
Хороводная игра «Сиди Яшка, красная рубашка»
III этап – заключительный
Рефлексия (впечатления, эмоции, идеи и предложения), выставка творческих работ «Пасхальная радость».
Выводы: В проекте дети участвовали с удовольствием. Дети познакомились с праздником Светлой Пасхи её обычаями и традициями. Научились организовывать пасхальные русские народные игры. Детям понравилась продуктивная деятельность. А также им понравились рассказы на данную тему.
Список используемой литературы:
1. «Пасха. Традиции. Обряды. Рецепты.» Авторы: Козлова И.С., Давыдова О.С. ООО ТД «Издательство. Мир книги» 2008.
2. Интернет ресурсы:
•http://www.paskha.net/,
•http://www.sunhome.ru/cards/28,
Ход Н